ГЕОРГИЕВСКОЕ СЕСТРИЧЕСТВО - Паломническая поездка в Шамордино и Оптину Пустынь.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх


Паломническая поездка в Шамордино и Оптину Пустынь.

ПАЛОМНИЧЕСКАЯ ПОЕЗДКА В ШАМОРДИНО И ОПТИНУ ПУСТЫНЬ. В субботнее утро 20 ноября от ворот Храма Святого Георгия Победоносца выехал автобус с православными паломниками, в числе которых были прихожане нашего храма и ученики Воскресной школы. Накануне светлого праздника Собора Святого Архистратига Божия Архангела Михаила и Прочих Небесных Сил Бесплотных мы отправились на выходные в Шамордино и Оптину Пустынь. Благополучно преодолев положенное расстояние, прибыли в Казанскую Свято-Амвросиевскую женскую пустынь, расположенную между старинными городами Калугой и Козельском. Обитель основана в 1884 году преподобным Амвросием Оптинским по завещанию его духовной дочери монахини Амвросии Ключаревой. Еще при жизни призревая престарелых вдов и сирот-девиц, желающих посвятить себя служению Богу, она завещала устроить женскую общину с богадельней в принадлежавшем ей имении Шамордино. Первой настоятельницей и помощницей преподобного Амвросия в устроении обители была схимонахиня София Болотова, исполнявшая все строго по его указанию. Строй обители, все ее порядки были установлены самим старцем. 23 октября торжественно празднуется день преставления основателя монастыря преподобного Амвросия. Здесь, в своем любимом детище, он провел последние месяцы своей земной жизни и отошел ко Господу 23 октября 1891 года. С первого дня Шамординская обитель неразрывно связана со своим отцом – старцем Амвросием. После его кончины эта связь не только не прервалась, но и значительно укрепилась, своим духом он неразлучно пребывает с ней. К началу ХХ века обитель была крупным духовным центром, где подвизалось около 800 сестер разного звания и происхождения. В ней были возведены все сохранившиеся до наших дней постройки, начиная от величественного Казанского собора, богадельни с домовым храмом во имя иконы Божией Матери «Утоли мои печали», до различных мастерских и водокачки. В 1996 году на месте кельи, в которой в отошел ко Господу преподобный Амвросий, был устроен первый в России храм во имя великого старца. В годы гонений на Православие Шамординскую обитель постигла общая участь всех русских монастырей. В 1923 году обитель была закрыта и разорена. Многие сестры-монахини были расстреляны и приняли мученическую смерть в тюрьмах, лагерях и ссылках. Лишь с марта 1990 года в Шамординском монастыре возобновилась монашеская жизнь. Наша группа находилась в Шамордино несколько часов. Несмотря на моросящий дождь, было приятно бродить по дорожкам женского монастыря, вдыхая особенный воздух благодатного места. Везде было очень чисто, спокойно и умиротворенно. Мы посетили три святых источника: в честь икон Божией Матери «Казанская» и «Живоносный источник» и преподобного Амвросия Оптинского. К ним ведет длинная лестница, насчитывающая более двухсот ступеней. Там же находится купель для окунаний, можно набрать воды, попить или умыться святой водичкой, что с удовольствием сделали и наши младшие паломники, спускаясь к источникам два раза. Со смотровой площадки, открывался просто прекрасный вид. По преданию, на поле, которое открывается взору, Святому Амвросию явилась Пресвятая Богородица, и сама природа отметила это место «живым» крестом из кустарников и деревьев. В три часа дня все отправились на богослужение – малую вечерню с общей исповедью в храм Святого Амвросия, а в шесть часов вечера на всенощное бдение в Казанский собор. Собор – необыкновенный: огромный, просторный и светлый. Здесь много шитых золотом, серебром, шелком, жемчугом, драгоценными камнями икон. Каждая из них бесценна. Любоваться ими и обращаться душою к святым, на них изображенным можно часами. Особо надо отметить красивейшее, очищающее и врачующее душу, благоговейное церковное пение сестер Шамординской обители, объединившее верующих в совместной молитве. Время, проведенное в обители Преподобного Амвросия, пролетело быстро и незаметно, наполнив душу легкостью, светом и теплом. Уезжать не хотелось, но впереди нас ждала великая Оптина Пустынь. ________________________ В обитель Святых Старцев Оптинских мы приехали затемно. Разместились в паломнической гостинице, и отправились на вечернюю службу, после которой отведали скромной монастырской трапезы. Наутро в главном храме - Введенском Соборе, до отказа наполненном верующими было две литургии – ранняя и поздняя. Мужской хор монастыря поразил силой и мощью исполнения. Радостно было видеть как маленькие паломницы – ученицы воскресной школы, безропотно отстояли почти трехчасовую праздничную литургию в честь Собора Архистратига Божия Михаила и Прочих Небесных Сил Бесплотных, и сподобились Таинства Причащения Святых Даров. По окончании праздничного богослужения Оптина Пустынь предстала при свете дня во всей своей благодатной красе. Под замечательный рассказ прекрасной девушки-экскурсовода наша группа обошла святые места монастыря. Территория мужского монастыря почти квадратная. В центре находится главный храм монастыря — Введенский собор, освященный в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Здесь находится рака с мощами преподобных старцев Амвросия и Нектария Оптинских. Преподобный Амвросий был третьим по счету Оптинским старцем, учеником преподобных Льва и Макария, и самым известным и прославленным из всех Оптинских старцев. Именно он стал прототипом старца Зосимы из романа "Братья Карамазовы» и духовным наставником всей православной России. Он мог с каждым поговорить на его языке, каждому помочь. Слова его были простыми, меткими, порой с добрым юмором: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено — там ни одного». «Не хвались горох, что ты лучше бобов, размокнешь — сам лопнешь». «Отчего человек бывает плох? — Оттого, что забывает, что над ним Бог». «Кто мнит о себе, что имеет нечто, тот потеряет». «Жить проще - лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит, только живи проще. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет – как случится, - это и есть жить проще». «Нужно жить, не тужить, никого не обижать, никому не досаждать, и всем моё почтение». «Если хочешь иметь любовь, то делай дела любви, хоть сначала и без любви». А когда ему кто-то сказал: «Вы, батюшка, очень просто говорите», старец улыбнулся: «Да я двадцать лет этой простоты у Бога просил». Вокруг собора крестообразно расположены церкви. На севере — церковь Марии Египетской, переделанная в 1858 года из старой трапезной, на юге — Казанская церковь, построенная в 1811 году, в храме находятся св. мощи преподобных Оптинских старцев Моисея, Антония и Исаакия I. Мощи покоятся под спудом, сверху устроены мраморные надгробия с мощевиками для поклонения верующих. На востоке расположена Владимирская церковь - это храм-усыпальница для обретенных святых мощей преподобных старцев Оптинских: Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия, Анатолия (Потапова), Иосифа. Напротив Казанского храма построен ещё один новый храм в честь Преображения Господня, где находятся мощи св.старца Рафаила. Так же есть храмы в честь прп. Илариона Великого, храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», и другие. За монастырской рощей расположен скит, в котором происходят круглосуточные богослужения. Когда он устраивался, вокруг него было запрещено рубить лес, «дабы навсегда он был закрытым». Здесь ещё целы домики, где останавливались Гоголь и Достоевский. Сохранилась деревянная церковь Иоанна Предтечи (1822), срубленная из того самого леса, который рос на месте скита. В этом храме совершаются богослужения по особому скитскому уставу. Паломники допускаются на эти службы только в престольные праздники Скита. Здесь же храм в честь Архангела Михаила. На монастырском кладбище (в юго-восточной части монастыря) находятся могилы оптинских иноков: иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта, убиенных сатанистом на Пасху 1993 г. В настоящее время на месте их погребения построена каменная часовня. Наша экскурсия подошла к завершению и настала пора проститься с этим раем на земле, где каждый паломник оставил частичку своего сердца. Хоть и нет там ничего сверхъестественного, вполне обыкновенные, послушники, монахи, внешнее устроение монастыря… Но покидая ее, чувствуешь, будто от сердца отнимают что-то близкое и родное. Наверное, это и есть прикосновение к Божьей Благодати, к месту, где даже воздух незримо наполнен молитвой. Ведь Оптина - другой мир, наполненный светом, теплом и любовью, которая проникает внутрь твоего сердца и заполняет его... Постскриптум. Впечатление и ощущение одной паломницы, которые она выразила строками из книги Антония Сурожского: «на земле мы ходим в потемках естественной жизни, где еле брезжит свет Христов. Родина наша небесная где-то далеко от нас, и как изгнанники мы тоскуем, тоскуем по той радости, которую пережил блудный сын, когда он вернулся в отчий дом, тоскуем по той радости, о которой все изгнанники земли думают, когда вспоминают потерянное отечество и все мы, когда думаем о том, что когда-то было — чистое, светлое, что погибло, из-за наших грехов, из-за нашей помраченности сердечной…. И … мы вспоминаем свое сиротство и вспоминаем о потерянной родине своей, об отчем доме. И снова и снова мы собираемся в путь с тем, чтобы духом загореться, чтобы сердцем очиститься, чтобы просветлеть умом и чтобы вернуться к нашему Богу и Отцу.» И этим отчим домом является Оптина Пустынь.


Назад к списку