ГЕОРГИЕВСКОЕ СЕСТРИЧЕСТВО - Поездка в Талеж и Давидову Пустынь.
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх


Поездка в Талеж и Давидову Пустынь.

Природа подарила чудесный солнечный день для очередной паломнической поездки. Морозным утром 19 февраля от ворот Георгиевского храма отъехал автобус с православными паломниками и направился по маршруту Талеж - Вознесенская Давидова Пустынь. Село Талеж Чеховского района Московской области - одно из древнейших в Подмосковье, впервые упоминается в 1328 г. в духовной грамоте великого князя Ивана Калиты в качестве завешенного его сыну Андрею. Название села происходит от множества ключей, находящихся недалеко от села, и по смыслу близко к слову талец - «живец, ключ, родник». В Талеже - подворье Давидовой пустыни - расположены храм во имя преподобного Давида Серпуховского, звонница, святой источник и мужская и женская купели. Чтобы пройти к ним нужно спуститься по длинной лестнице мимо источника преподобного Давида с часовней иконы Божией Матери "Живоносный источник" над ним. Перейдя через мостик, мы оказались у красивейшей розовой церкви, выстроенной в 1995 году во имя Давида Серпуховского, преподобного, положившего основание Вознесенской Давидовой Пустыни. За ней располагалась небольшая нарядная бело-розовая звонница, а неподалеку стояла беседка с трубящим ангелом на крыше. Пребывание в Талеже длилось всего час, но этого времени паломникам хватило для того, чтобы набрать святой воды из источника, окунуться в купели и полюбоваться красотой святого места. Вскоре мы приехали в Вознесенскую Давидову Пустынь – одну из красивейших духовных сокровищниц Подмосковья, которая была основана преподобным Давидом во времена царствования Василия III, отца Ивана Грозного. Преподобный Давид (в миру Даниил), происходивший из знаменитого русского рода Вяземских, ещё отроком решил посвятить себя духовному подвижничеству. В 20-летнем возрасте ушел он в Боровский Рождественский монастырь, основанный Пафнутием, который, по словам современников, как великое светило сиял тогда святостью своей жизни и духовными дарованиями. В братии Пафнутиева монастыря, в одно время с преподобным Давидом, подвизался преподобный Иосиф, будущий основатель Иосифо-Волоцкого монастыря, свидетелем подвигов и праведного жития которого был преподобный Давид. Оба подвижника были близкими друзьями. В 1515 г. преп. Давид, подвизавшийся более сорока лет в Боровском монастыре, оставил сию святую обитель, дабы основать свой монастырь в пустынной местности на берегу реки Лопасни в древней Хутынской волости, куда и пришел с иконою Знамения Богоматери с двумя монахами и двумя послушниками. Кроме построения храмов и келий преп. Давид посадил около своей пустыни липовую рощу. 19 сентября 1529 г. он предал Богу свою праведную душу, а честное тело его, изнуренное трудами и подвигами, было погребено в основанной им пустыни. Вход на территорию мужского монастыря Московского Патриархата, где сейчас подвизается 9 человек братии через Святые Ворота, в нескольких метрах от которых величественная и красивая колокольня, с внешней стороны которой верующих встречает лик Преподобного Давида. Когда мы прошли сквозь ворота нашим глазам открылся удивительный и неповторимый вид и на комплекс монастырских храмов, и на близлежащую территорию, а так как монастырь расположен на высоком взгорье, открывшиеся взгляду заснеженные просторы были поистине великолепны. Архитектура Пустыни включает в себя Вознесенский собор, Никольскую церковь, Знаменскую и Успенскую церкви, Колокольню и Собор во имя Всемилостивого Спаса. В самом монастыре хранится более 200 частиц мощей разных святых. Возле Знаменской церкви нас встретил брат Роман, который открыл для нашей группы храмы и провел интереснейшую экскурсию, рассказывая о святынях обители, ее истории, жизни братии, об известных людях, так или иначе, имевших отношение к Свято-Вознесенской Давидовой пустыни, ее настоятелях. Естественно, в повествовании монаха был упомянут архимандрит Герман (Хапугин) 1 июня 1995 года Священным Синодом назначенный игумном обители, и убиенный в своей келье 26 июля 2005 года. С тех пор настоятелем монастыря является епископ Серпуховский Роман (Гаврилов), викарий Московской епархии. Мы вошли внутрь Знаменского храма, который тут же окутал нас удивительным теплом, это и немудрено, так как здесь находятся обретенные 24 мая 1997 года мощи преподобного Давида, почивавшие ранее под спудом в Знаменской церкви. Сейчас рака с мощами, к которой можно приложиться, поклониться и попросить святого о заступлении стоит внутри храма. С радостью я заметила, как первоклассник Воскресной школы (ученики которой ездят в паломнические поездки регулярно), без наставления и напоминания взрослых, сам тихонько отошел от группы и троекратно перекрестившись, приложился к раке с мощами Преподобного, потом его примеру последовали и остальные дети. По обретении мощей преподобного Давида стало особенно чувствоваться его небесное предстательство пред Богом за основанную им святую обитель. Молитвами отца Давида зимой 1997 г. начались работы по восстановлению Знаменского храма. И первая группа реставраторов прибыла в монастырь в день празднования иконы Божией Матери «Знамение» 10 декабря 1997 г., в чем виден особый промысел Божий и покровительство Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Так же в храме находятся Ковчег с частицей мощей Германа Аляскинского, Ковчег с частицей мощей преподобного Моисея Угрина, которому молятся об избавлении от плотских страстей, копия Гвоздя Распятия Господня с частицей подлинного Гвоздя, который монах Роман вынес из алтаря и мы с благоговением приложились к великой святыне. Душеполезный и интересный совет дал нам священнослужитель, подсказав вбивать каждый день в летопись нашей повседневной жизни по три «гвоздя веры», а именно помимо ежедневных утренних и вечерних молитв, читать про себя утром, днем и вечером по псалму, например, «Живые помощи», «Покаянный псалом», «21 псалом». Многие подумают, усмехаясь говорил брат, мол, времени и так ни на что не хватает, еще и по три раза в день псалмы читать, а как же наши бабушки-прабабушки, которые всю Псалтирь наизусть знали все дела успевали делать, причем, у людей сейчас все автоматизировано – кнопку нажал, и готово, а в былые времена труд-то тяжелее был, однако на все времени хватало. Попробуйте, по-доброму убеждал брат Роман, и со временем увидите, что все дела прилепляются к вашим «гвоздикам», а не вы ищете между каким бы делом псалом прочитать. Вообще общение с братом Романом доставило нам большое удовольствие, он с добрым юмором, по-отечески, простым языком рассказывал о церковных правилах, святых, да и просто истории из жизни, приводя наглядные примеры тому, что без Бога настоящей жизни нет, да и быть не может. Запомнились небольшие истории о происхождении различных слов, и о том, как с течением времени произошла подмена их истинного значение. Например, слова «прелестный», коим люди сейчас выражают восторг или умиление какой-либо вещью, и слово «убогий», которое произносится тогда, когда хотят показать неказистось, непривлекательность какого-либо человека или предмета. А ведь на самом деле, рассматривая этимологию этих слов надо заметить, что «прелесть» - это то, что обманом, лукавством, лестью завоевывает, или прельщает наше внимание. И, может быть, вспомнив теперь, кто льстивыми речами погубил Адама и Еву в Райском Саду, и от кого мы просим Бога избавить нас в молитве «Отче наш», исключим это слово из нашей речи. Смысл слова «убогий» очевиден – тот, что у Бога. Так как же словом, значащим то, что находится под покровительством самого Господа, можно обозначать то, что неприятно или неказисто? Еще один интересный факт связан со словом «сволочь», которое сейчас приобрело негативную, даже грубую окраску. А раньше так назывался человек, который помогал нести облачение священнослужителя. Так под неспешный разговор мы вышли из Знаменской Церкви и вошли в Собор Всемилостивого Спаса, который поразил своим величием и благодатной красотой. Собор был отреставрирован, и из старых фресок на стенах сохранилась одна – над самым входом Лик Иисуса Христа. Остальные были отреставрированы. Между большими фресками, изображающими Евангельские события, приковывает внимание восстановленная икона конца ХVII века «Страшный Суд», справа от нее фреска с изображением исцеления больного у Овечьей Купели, эта история описана в Евангелии от Иоанна (Ин. Гл.5). Среди великих православных святынь Собора в специальных раках находятся Ковчег с частицей ризы Пресвятой Богородицы и Ковчег с частицей Хитона Господня. Поразил своей красотой великолепный иконостас, будто бы светящийся изнутри. С левой стороны перед иконостасом с иконы «Достойно есть» на нас смотрела Пресвятая Богородица с младенцем. Надо сказать, что в Свято-Давидовой Пустыни хранятся Ковчеги с мощами преподобного Никиты Столпника Переславского, Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, Святителя Исаии, епископа Ростовского, Ковчег с мощами преподобного Ферапонта Лужецкого, Можайского чудотворца, преподобного Давида Солунского, Ковчег с мощами святых Вифлеемских младенцев, Ковчег со святыми мощами святого великомученика Евстафия Плакиды, Ковчег со 150-ю частицами святых мощей угодников Божиих, просиявших в древности и в новое время, Ковчег с частицами мощей апостолов и евангелистов Марка, Луки и Матфея и многие другие. Благоговейно приложившись к святыням Собора Всемилостивого Спаса мы вышли из храма. До вечерней службы оставалось около часа, и паломники использовали это время для посещения церковной лавки монастыря, написания треб и осмотра монастырского кладбища, где погребен игумен Герман и на котором кроме монахов, в свое время хоронили мирян (например, князья Оболенские, герой войны 1812 года генерал Дохтуров и др.). В середине 50-х годов это кладбище было уничтожено, могилы раскопаны, а надгробья пошли на фундамент общежития техникума. В то коммунистическое время почти полностью была разрушена ограда монастыря, уничтожены купола на Соборном, Никольском, Знаменском и Всесвятском храмах. Монастырскому комплексу всеми силами предавался "некультовый вид". Даже поселок, выросший рядом с монастырем был символически назван - "Новый Быт". Но выстояли стены монастыря, выстояли сердца и души людей, из которых не удалось вытравить веру во Всемилостивого Господа. Лишь в 1992 году жителями поселка была образована православная община, и ей был передан собор во имя Всемилостивого Спаса. Храм был по возможности приведен в порядок, и люди, тянувшиеся душами к Богу, стали там проводить совместные молитвы. Так начался трудный путь к возрождению монастыря. Вечернее Богослужение началось в 17.00 на втором этаже Никольского Храма при свете закатных солнечных лучей, бьющих в окна, и горящих свечах. Здесь верующие так же смогли приложиться к православным святыня - Ковчегам с частицами главы святого благоверного князя Александра Невского, и частицами мощей великомученицы Анастасии Узорешительницы и другим. В завершение службы православные паломники помазывались освященным маслом. Радостно было отметить, что, несмотря на дорогу и мороз эта паломническая поездка принесла много радости детям. Пришла пора возвращаться домой. Укрепленные духом святого места и с багажом новых впечатлений мы отправились в обратный путь, обещав себе обязательно вернуться сюда еще раз – в Свято-Вознесенскую Давидову Пустынь. Филиппова Евгения.
Назад к списку